Внутренний дом
Практика внимательности — это выход за пределы привычной зоны комфорта (увидеть всё в ярком свете, как есть, в том числе то, на что смотреть не хочется) или возвращение домой, в своё внутреннее убежище? Верно и то, и другое. В любом случае, когда на душе плохо, практика внимательности — лучшее лекарство.
С помощью внимательного дыхания и внимательной ходьбы можно восстановить умиротворенность и счастье. Когда один раз вам это удастся, у вас появится уверенность, так что в следующий раз, когда вы впадете в такое душевное состояние, вы будете знать, что делать, чтобы почувствовать себя более счастливым и удовлетворенным. Наше тело — наше убежище. Наш ум — это наше убежище. Было бы прискорбно, если бы мы не знали, как использовать своё убежище для своей защиты, исцеления и наслаждения.

Тхить Нят Хань

Когда мы только начинаем практиковать, поиск внутреннего убежища, в котором можно отдохнуть и набраться сил, может быть нашей основной целью. И это прекрасно. "Чтобы выйти из зоны комфорта, нужно сначала туда войти".

Далее мы зачастую обнаруживаем, что наше внутреннее жилище устроено не так, как мы себе представляли. Кто все эти голоса? Откуда у меня эти установки? Почему мой ум подобен обезьяне? Что мне с этим делать? Паника! Осознанность это трудно. Осознав себя, позволить себе проявляться в полную силу — это как прыгнуть в пропасть. Присутствие иногда невыносимо. Я уверена: мы не присутствуем, потому что не хотим. Слишком много дискомфорта. Практиковать осознанную жизнь — для сильных духом. Не только потому, что требуется развитая волевая мышца, чтобы управлять вниманием. Представьте, как корежит ум, когда вы обнаруживаете, что привычные вещи вообще-то не приносят радости, а изменить жизнь одним махом, отбросив старые привычки, не получается. Но каждый из нас намного сильнее, чем ему кажется! Стоит лишь попробовать, чтобы обнаружить внутри себя убежище, этот источник ресурса и радости.

Медитируя, мы обнаруживаем, как много в теле напряжений. Эти напряжения не появились из-за практики или неудобной позы (я предлагаю ученикам медитировать на стуле и посвящаю много времени поиску стабильной, устойчивой, центрированной позы). Они всегда там были, просто мы их только сейчас заметили. То же касается и эмоциональных напряжений, и блуждания ума. И мы не хотим быть с этим опытом. Но ведь теперь мы можем себя исцелить! В книге "Семена внимательности" есть такая гатха (дыхательная песня): Вдох - я осознаю чувство боли [обиды, страха] в себе. Выдох - я обволакиваю его нежностью. Внимание лечит все напряжения.

Практикуя внимательность, мы учимся ко всему, что происходит в нашем внешнем и внутреннем опыте, в пространстве их взаимопроникновения, относиться с принятием, окутывать теплом. И просто быть с этим. Также важно формировать намерение на практику. Что в приоритете сейчас: обрести покой или осветить темные углы? Через практики внимательного дыхания, внимательных стоп, внимательной ходьбы мы тренируемся пребывать в непрерывном контакте с опытом и принимать его таким, какой он есть. А дальше — распространять это отношение на всю свою жизнь. Получая в распоряжение всё больший ресурс, освещая всё большее пространство внутри себя, расчищая его, осознавая всё больше, узнавая себя и меняя свою жизнь.

В книге "Семена внимательности" Тхить Нят Хань рассказывает прекрасную историю о доме, внутреннем и внешнем (что в некотором смысле одно и то же).

//Когда во Франции я жил в маленькой хижине в сельской местности, однажды утром я решил провести весь день в ближнем лесу, поэтому я приготовил сэндвич, бутылку воды и небольшое одеяло, чтобы сидеть на нём. Перед выходом я открыл все окна и двери, надеясь, что солнце высушит всё внутри хижины. Утром стояла прекрасная погода, но днём, часа в три, подул сильный ветер и стали собираться тучи. Я понял, что нужно возвращаться домой, потому что там открыты все окна и дверь. Когда я пришёл, моя хижина была в плачевном состоянии. Ветер сдул бумаги со стола на пол. Было темно, холодно, неуютно, но я не растерялся. Я точно знал, что делать.

Сначала я закрыл окна и дверь. Потом, чтобы осветить хижину, я зажёг керосиновую лампу, потому что электричества не было. Я разжёг огонь в очаге и аккуратно собрал все разбросанные бумаги, аккуратно сложив их на столе. Когда я вернулся к очагу, огонь был прекрасен. Теперь в моем приюте было тепло и приятно, и я с наслаждением сидел перед очагом и делал дыхательную практику. Снаружи всё еще бушевал ветер, и деревья гнулись во все стороны, но в моём убежище было тепло, уютно, удобно, и я был счастлив.

Бывают дни, когда вам не по себе. У вас нехорошо на душе. Вы будто находитесь в хижине, где хозяйничает ветер, разбрасывающий всё вокруг. Вы пытаетесь сказать что-то, чтобы исправить ситуацию, но она становится только хуже. Вы думаете: "Да уж, сегодня не мой день". Это похоже на то, как я пришел в свой домик во время бури. С практикой происходит то же самое: вам нужно закрыть окна и двери. Окна — это глаза, уши, рот. <…> Не смотрите, не слушайте и не делайте больше ничего. Потом зажгите лампу, лампу осознанности, лампу внимательности. Сделайте вдох, сделайте выдох. Внимательность — это нечто вроде лампы, которую вы хотите зажечь внутри себя. И, возможно, вы захотите развести огонь, чтобы согреться. Вернитесь к себе и приберитесь в своем внутреннем убежище. У каждого из нас есть какое-то убежище, и куда бы мы ни пошли, мы можем взять своё убежище с собой. Когда вы чувствуем себя несчастными, мы можем практиковать, как это делал я в своей хижине. Вернитесь в убежище. Позаботьтесь о нём. Закройте окна и двери. Зажгите внутри огонь и приберитесь//.

//Нам нужно научиться заботиться о себе в течение всего дня, идём ли мы, сидим, едим или чистим зубы. Наш дом состоит из нашего тела, чувств, эмоций, восприятия и осознания. Территория нашего дома обширна, и мы -- монархи, ответственные за неё. Мы должны знать, как вернуться в свой дом, к себе самим, и заботиться о своем теле и своем уме. В этом будет полезна внимательность. Предположим, мы чувствуем боль, напряжение, стресс в своем теле. В первую очередь, нужно вернуться к своему телу и позаботиться о нем. <...> Научившись наблюдать своё тело, мы учимся наблюдать за своими чувствами и эмоциями. Применив внимательность, мы можем вызвать в себе чувство радости и счастья. Когда возникает сильная эмоция, мы должны уметь её наблюдать. Чтобы нам легче было о ней позаботиться, можно повторять вот это простое стихотворение, называемое гатха: Вдох - я осознаю чувство боли в себе. Выдох - я обволакиваю его нежностью//

Необязательно повторять само стихотворение, но важно проявлять это заботливое и внимательное отношение к своим телу, эмоциям и мыслям. Обволакивать их своим вниманием, как нежностью и теплом, согревая и растворяя все напряжения. Быть для себя самого настоящим домом и давать пространству всему, что происходит внутри нас.