Практикуйте сорадование своему осознаванию

В связи с грядущим приездом Мингьюра Ринпоче вспоминала семинар Ричарда Дэвидсона и Мешин Келли (которая заменяла Мингьюра в том году), и решила выложить небольшую, но важную часть конспекта семинара , посвященную работе со сложными эмоциями. На меня, как на преподавателя и практика, огромное впечатление оказала мягкость и сострадательность Мешин. Простая на вид, но не такая простая для ума идея того, мы должны искать в практике ресурс и относиться к себе с заботой, повлияла на название моих первых семинаров для взрослых: "Побудь с собой: практика внимательности как инструмент заботы о себе". Честно говоря, в личной практике я до сих пор этому учусь. И сейчас я с огромной благодарностью к Мешин и к переводчикам вернулась к записям, чтобы поделиться с вами.

"Привычки связаны с неясным видением. В детстве у нас было открыто сердце, но потом мы усвоили идею, что недостойны любви, и дальше искали её и чувство безопасности. Мы можем использовать привычки, как возможность проснуться, пребывая с ними, допуская их и исследуя. Практикуйте сорадование своему осознаванию вместо агрессии к своему не-осознаванию.

Допустите искру интереса в медитации, практикуйте "ум новичка". Пусть вы будете практиковать меньше, но это будет приносить вам радость. Пусть ваше осознавание будет прибежищем. Мы можем постепенно открываться страданиям, соприкасаться с болью, не вовлекаясь, но замечая, что усиливает её, что втягивает нас в убеждения. Жизнестойкость сердца дает нам способность пребывать с болью, не будучи захваченным ею.

Не нужно думать, что медитация вас спасет. Мы взбираемся на гору. В пути нужно поесть, попить, отдохнуть. Нам нужна мудрость, которая иногда может подсказать: сейчас у меня нет сил ЭТО осознавать. Важно уметь быть слабым. Не старайтесь быть сильнее, чем вы есть на самом деле. Будьте абсолютно честными с собой.

Не нужно раздувать сложные эмоции. Осознавание позволяет немного прикоснуться, смягчить переживание. Если вы теряетесь, вспомните: осознавание — основа! Возьмите другую медитацию. Не форсируйте. Следите: присутствует ли чувство доброты или практика превращается в насилие над собой? Если есть чувство доброты, тогда медитация не будет травмировать. Не должно быть насилия, напряжения, только доброта и сострадание к себе. Ищите в практике ресурс. Не заставляйте себя, иначе вы будете истощены. Сохраняйте чувство, что вы покоитесь в открытом осознавании.

Самое важное — поддерживать осознавание на возможном в данный момент уровне. Иногда нам нужна опора. Иногда есть сила оставаться вместе с эмоцией, и это потрясающе: в уме появляется много энергии за счет эмоции, большая ясность вместо притупленности. Главное — подкреплять осознавание в условиях возбуждения ума. Эмоции — способ увидеть, где ум спутан, и как освободиться. Кармические узлы — привычные модели, где мы самоотождествились с переживаниями. Не сжимайтесь, будьте с осознанием.

Когда приходят травматические переживания, самое главное — не увязать в эмоции.

В медитации есть четыре шага.
1. Собственно, основная практика. Осознавание всего, включая эмоции. [Мы осознаем эмоции, и это п.3]
2. Если эмоции захватывают, мы пробуем что-то иное. Например, переключаемся на осознавание звука. Это позволяет сохранять устойчивое осознавание. После этого возвращаемся к основной практике. Возвращаемся к п. 2, если эмоции возникают снова.
3. Когда мы наблюдаем за эмоцией, мы отстраняемся и смотрим: что лежит в её основе? Мы можем заметить желание спастись от эмоции через практику и страх, что эмоция не пройдет. Мы смотрим в корень и таким образом переходим к фундаментальным эмоциям: страху и надежде.
4. Делаем перерыв, если эмоция очень сильная.

Нам не нужно бороться с обезьяньим умом, нужно наблюдать за ним и дружить с ним, позволяя мыслям быть. Мы можем увидеть русло реки, только если выйдем из неё.

Притупленность — это просто переживание, которое мы можем осознавать из своей ясности, и тогда притупленность приходит и уходит".