Притча.
У одного мастера был ученик, который часто бывал невнимателен, рассеян, опаздывал на занятия. Однажды этот ученик, как обычно, не успевал к началу. Вбежал в дом, где проводились занятия, скинул обувь, влетел в зал, плюхнулся на своё место, а мастер говорит ему:
«А ты спросил у двери и у своих ботинок разрешения войти?»
«Нет, о чем вы?»
«Иди в прихожую, и будь там, пока они тебе не разрешат».
Тот, понурившись, пошел в прихожую, сел там, не понимая, что от него хочет его мастер. Что за разрешение от двери и от ботинок, как это понять? Удрученно просидел там всё занятие, пока другие практиковали. Пришел на следующий день — ни дверь, ни ботинки никак не проявляют себя. Как понять, разрешают они войти или нет? Снова просидел всё занятие за дверью зала. Так прошла неделя, за ней другая. Вот уже месяц ученик провел в прихожей и постепенно освоился там. Каждый вечер он приходил и заботился о пространстве и о всём, что его наполняло: прибирал, чистил обувь. Так прошло 4 месяца, и однажды он почувствовал: ботинки разрешают ему войти! Дверь приглашает! Он зашел в зал, сел на своё место. Тогда мастер сказал: вот человек, который достигнет успеха в практике, поскольку он смог сам найти метод.
Эту притчу можно толковать на разных уровнях, и один из них — наши отношения с пространством. Подобное чувствование возможно, когда внешнее становится частью внутреннего, приходит понимание их неразрывной взаимосвязи. Это высокий уровень осознанности, когда я ко всему, что меня окружает, отношусь с заботой, любопытством, интересом, любовью. К каждому процессу в моей жизни, включая уборку. Когда я прибираю дом не только потому, что я должна, или потому, что мне не нравится грязь, а потому что посуда хочет быть вымытой, чистой, как и пол, как и окна, потому что цветы хотят быть политыми, одежда хочет быть выстиранной.
Но на деле быть осознанным и полностью включенным в быту, конечно, не так-то просто. Можно пробовать быть в контакте с ощущениями тела; проявлять интерес и заботу ко всему, что окружает, во всем находить радость творчества. Делать несколько вдохов и выдохов перед началом каждого процесса. Чувствовать свои стопы во время домашних дел и укореняться через них в присутствии. Как это сделать? Просто в любых домашних процессах ощущайте две свои стопы одновременно: как подошвы соприкасаются с полом, как в них стекает вес тела, как кожи стоп касается ткань носков или тапочек, ощущайте подошвы и верхнюю часть стопы. Когда прикасаетесь к чему-то — будьте с ним в контакте: ощущайте прикосновение чашки, апельсина, чайника. Вы прикасаетесь к нему, оно прикасается к вам. Удивительным образом, когда мы в контакте с телом, контакт с окружающим пространством становится более живым, ясным и глубоким.
Известный на западе тибетский мастер медитации Чогьям Трунгпа так говорил о взаимодействии с пространством дома:
«Искусство – это [не только цветочная композиция], это и то, как сложены твои простыни, и где находится стол в твоей гостиной. Это целый мир, в котором ты уделяешь внимание каждой мелочи. Это очень естественно. Нет нужды прилагать особые усилия. Тогда цветочная композиция становится не чем-то таким, чем ты занимаешься в минуты, когда тебе плохо, она охватывает весь мир».
Это не про порядок и перфекционизм, это про любовь — к себе, к своим вещам, к своему пространству. Естественный каждодневный уход за своим миром, за своей маленькой планетой, как за любимым ребенком. Простая обыденная любовь. Тогда каждое действие сродни искусству.
Я помню, как три года назад, в период очень интенсивной работы сразу над тремя проектами, задача выбрать начинку бутербродов для свадебной вечеринки вызывала у меня нереальную прокрастинацию. Что уж говорить о необходимости заправить постель или вымыть пол… В дедлайн-режиме не до любви, это выживание любой ценой. Только если мы выходим из режима выживания, появляется ресурс, в котором может родиться любовь к себе и к пространству.