У практики есть принципы, без соблюдения которых вы можете нанести себе вред.
- Внимание сфокусировано, но достаточно расслаблено, как раскрытая ладонь.
- Всё, что проявляется в практике, следует спокойно свидетельствовать, не рассматривая пристально.
- Сохраняйте дистанцию с эмоциями, не увязать в эмоциональных состояниях и не раздувать их.
- Сохраняйте чувство доброты к себе.
- Практикуйте чуть меньше, чем хочется. Но минимальное время — 10 минут.
- Любую практику начинайте с того, где вы сейчас. Задайте себе вопросы: Как я сейчас? Как себя чувствую? Чего хочу? Возможно, следует немного подвигаться перед началом практики или выпить чаю.
- Правильно взаимодействуйте с эмоциями в практике:
1. Заметить эмоцию, отлепиться от неё и быть с ней, свидетельствуя из источника внимания. 2. Если эмоция захватывает, переключить внимание и выполнить другую практику. Обычно помогает направить внимание в две стопы одновременно, заземлиться через тело, как будто отдать в неё ток. 3. Если совсем невмоготу, сделать перерыв: пройтись, умыться, выпить воды.
- Помня, о том, что могут подняться эмоции, вы также можете выбрать себе якорь в теле: место, где вы ощущаете опору, устойчивость, поддержку, спокойствие. Это может быть определенная поза или ощущения в теле. Возвращайтесь туда, если эмоции захватывают.
- Практикуйте сорадование своему осознаванию вместо агрессии к своему не-осознаванию.
О последнем пункте подробнее.
«Практикуйте сорадование своему осознаванию вместо агрессии к своему не-осознаванию»— цитата Мешин Келли с семинара «Наука и медитация», частичный конспект которого я выкладывала в прошлом году.
На меня, как на преподавателя и практика, огромное впечатление оказала мягкость и сострадательность Мешин. Простая на вид, но не такая простая для ума идея того, мы должны искать в практике ресурс и относиться к себе с заботой, повлияла на название моих первых семинаров для взрослых: "Побудь с собой: практика внимательности как инструмент заботы о себе". Дальше я хотела бы привести цитаты из лекции.
«1. Практикуйте сорадование своему осознаванию вместо агрессии к своему не-осознаванию.
В детстве у нас было открыто сердце, но потом мы усвоили идею, что недостойны любви, и дальше искали её и чувство безопасности. Мы можем использовать привычки, как возможность проснуться, пребывая с ними, допуская их и исследуя.
2. Пусть ваше осознавание будет прибежищем.
Допустите искру интереса в медитации, практикуйте "ум новичка". Пусть вы будете практиковать меньше, но это будет приносить вам радость. Мы можем постепенно открываться страданиям, соприкасаться с болью, не вовлекаясь, но замечая, что усиливает её, что втягивает нас в убеждения. Жизнестойкость сердца дает нам способность пребывать с болью, не будучи захваченным ею.
3. Не нужно думать, что медитация вас спасет.
Мы взбираемся на гору. В пути нужно поесть, попить, отдохнуть. Нам нужна мудрость, которая иногда может подсказать: сейчас у меня нет сил ЭТО осознавать. Важно уметь быть слабым. Не старайтесь быть сильнее, чем вы есть на самом деле. Будьте абсолютно честными с собой.
4. Не нужно раздувать сложные эмоции.
Осознавание позволяет немного прикоснуться, смягчить переживание. Если вы теряетесь, вспомните: осознавание — основа! Возьмите другую медитацию. Не форсируйте. Следите: присутствует ли чувство доброты или практика превращается в насилие над собой? Если есть чувство доброты, тогда медитация не будет травмировать. Не должно быть насилия, напряжения, только доброта и сострадание к себе. Ищите в практике ресурс. Не заставляйте себя, иначе вы будете истощены. Сохраняйте чувство, что вы покоитесь в открытом осознавании.
5. Самое важное — поддерживать осознавание на возможном в данный момент уровне. Иногда нам нужна опора. Иногда есть сила оставаться вместе с эмоцией, и это потрясающе: в уме появляется много энергии за счет эмоции, большая ясность вместо притупленности. Главное — подкреплять осознавание в условиях возбуждения ума. Эмоции — способ увидеть, где ум спутан, и как освободиться.
6. Когда приходят травматические переживания, самое главное — не увязать в эмоции.
В медитации есть четыре шага.
А. Собственно, основная практика. Осознавание всего, включая эмоции. [Мы осознаем эмоции, и это п.3]
Б. Если эмоции захватывают, мы пробуем что-то иное. Например, переключаемся на осознавание звука. Это позволяет сохранять устойчивое осознавание. После этого возвращаемся к основной практике. Возвращаемся к п. 2, если эмоции возникают снова.
В. Когда мы наблюдаем за эмоцией, мы отстраняемся и смотрим: что лежит в её основе? Мы можем заметить желание спастись от эмоции через практику и страх, что эмоция не пройдет. Мы смотрим в корень и таким образом переходим к фундаментальным эмоциям: страху и надежде.
Г. Делаем перерыв, если эмоция очень сильная.
7. Нам не нужно бороться с обезьяньим умом, нужно наблюдать за ним и дружить с ним, позволяя мыслям быть. Мы можем увидеть русло реки, только если выйдем из неё».
Помните, друзья, о правильном усилии в практике! Внимание как раскрытая ладонь, а не сжатый в напряжении кулак, расслабление тела, свидетельствование без пристального рассматривания.