Я начала бегать уже после того, как познакомилась с медитацией, и бег сразу стал для меня неформальной практикой. Чтобы разобраться в том, почему многие приравнивают бег к медитации, и в чем разница, я опросила друзей и знакомых, чтобы соотнести их опыт и мотивацию в беге со своими. Важное уточнение: в этой статье под словом «медитация» я имею в виду её светский формат — практику внимательности (mindfulness).
В беге мы можем входить в определенные состояния, схожие с медитативными. Бег очищает голову, будто весь мусор выходит наружу вместе с потом и дыханием. Ум теряется в физической активности, и в голове наступает тишина и яркая, четкая ясность. Мы можем переживать состояние потока, когда исчезает разделение ума и тела, и мы чувствуем себя единым целым. Бывает, наступает момент, когда бегун растворяется в движении, и остается только тело. Блаженное состояние отсутствия «я», маленькая смерть. Так многие пытаются убежать от себя: от проблем, тревожных мыслей, лишнего веса — в общем, от страдания. Впрочем, это происходит не всегда: по результатам моего опроса, многие во время пробежек остаются в голове и даже более того, используют тренировки для размышлений. Во время бега мы можем более живо думать и чувствовать, и на этом основана, например, динамическая терапия бегом — сеансы работы с психотерапевтом в движении. Бег прекрасно работает как инструмент работы с гневом, страхом и разочарованием: после нескольких километров негативные эмоции вытесняет либо чувство удовольствия, либо чувство усталости. И, конечно, когда мы бежим, мы значительно лучше осознаем свое дыхание, чем обычно.
«Просто знайте, когда вы вдыхаете и выдыхаете, вот и вся медитация», — говорит известный тибетский учитель Йонге Мингьюр Ринпоче. Так, может быть, бега достаточно, и модный майндфулнес нужен только тем лентяям, которые не хотят оторвать себя от подушки для медитации?
Медитацию можно рассматривать в двух аспектах: как опыт разотождествления себя с феноменами ума и тела и как опыт полной воплощенности в теле и сознании. Практика в этом контексте — движение между полюсами разотождествления и воплощения. Мы отделяем себя от мыслей, эмоций и физических ощущений, чтобы соединиться с чем-то большим — с собой. Но кто эти «мы»?
С точки зрения современной нейронауки, мы — это наше внимание. Если мы направляем внимание на ощущения в теле, мы становимся телом. Если мы погружаемся в эмоцию — мы становимся эмоцией. Если мы застреваем вниманием в какой-либо мысли, мы становимся этой мыслью. Но являемся ли мы ими? И да, и нет. Бег дает нам опыт воплощенности в теле. Медитация дает нам опыт обнаружения себя как свидетеля, который не является телом, эмоциями и мыслями, но может намеренно, осознанно сливаться с ними по своему желанию. По определению Джона Кабат-Зинна, практика внимательности — это намеренное и безоценочное внимание к настоящему моменту. Из состояния свидетеля мы учимся управлять своей жизнь. Я не эта боль, я не этот гнев. Я больше, и поэтому могу быть свидетелем и обходиться с ними заботливо и мудро.