«Мы — создания, весь организм которых устроен специально так, чтобы слушать — не только ушами, но каждой частичкой нашего существа. Современные нейронауки, изучая эмпатию, показали, на сколько гармонично мы устроены для того, чтобы ловить тончайшие сигналы от окружающих нас людей, и от окружающего пространства в целом. Мы плаваем в океане чувствований и ощущений, и устроены именно так, чтобы быть способными принять в себя их все.
Однако кажется трудным не отвечать тут же на эти сигналы, держать в узде ту свою часть, которая вечно жаждет внести свои пять копеек. Слишком часто вместо того, чтобы слушать, мы обдумываем свою следующую реплику в разговоре, или каким-нибудь ещё образом блуждаем среди внутренней болтовни. Это так знакомо любому, кто пытался успокоить свой разум больше чем на пару минут.
Импровизационная музыка полагается на нашу врождённую способность внимательно слушать, и позволять чему-то рождаться из этого слушания спонтанным, чуть ли не магическим образом. Если ты ёрзаешь на краешке стула, пока кто-то другой играет, и раздумываешь в это время, как проявить себя на сцене, то у вас не получится хорошая импровизация. Слушать по-настоящему — один из самых сложных навыков для воспитания в себе, но он является основным навыком для джазовой импровизации.
Адам Берштейн — басист, композитор и педагог из Бруклина. Он практикует медитацию, и обнаружил, что практика внимательности — отличное средство для того, чтобы помочь будущим музыкантам немного приглушить внутреннюю болтовню, и научиться слушать по-настоящему. Более того, он уверен, что джаз сам по себе обладает качествами майндфулнес — внимательностью и осознанностью, — и регулярная медитация может помочь музыкантам перенести эти качества в свою повседневную жизнь.
«У джаза есть столько замечательных аспектов», — сказал он мне, — «это демократичная форма искусства. Джаз создаёт сообщество — потому что исполнителям необходимо учиться функционировать вместе, как единый механизм. Джаз требует, чтобы музыканты слушали друг друга, иначе всё развалится — также, как всё разваливается в остальном мире. А как найти себе спокойное место в то время, когда ты не играешь, как научиться самому создавать себе пространство тишины посреди хаоса? Этому может помочь медитация».
Берштейн запустил программу Jazz Mindfulness в 2009-м, когда Brooklyn Zen Center (созданный учениками в традиции Сузуки Роши) должен был переехать в новое просторное помещение на Кэрролл стрит. Берштейн одиннадцать лет работал заведующим джазовым отделением школы Berkeley Caroll School и был сотрудником факультета джаза Линкольн-центра. Он играл с ансамблем Laurie Berkner Band, который исполняет и записывает музыку для детей.
Программа Jazz Mindfulness предназначена для певцов и музыкантов в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет. Программа длиться четырнадцать недель. Берштейн проводит её два раза в год: зимний сезон — с октября по февраль, весенний — с февраля по май. Ученики встречаются по понедельникам с 17:30 до 19:30 в Brooklyn Zen Center, участвуют в короткой медитации, слушают лекцию, и затем играют вместе. В конце каждого цикла проходит концерт.
«Одна из самых сложный вещей для музыканта, особенно, наверное, для джазового музыканта», — говорит Берштейн, — «это перестать рваться на вершину исполнительского мастерства, что ведёт к колоссальному самоистязанию. Мне пришлось работать над собой, чтобы научиться просто быть наедине с собой.
Музыка всегда была для молодых людей освобождением, но я хочу, чтобы ребята, с которыми я занимаюсь научились внимательности пораньше, чтобы они могли получать от музыки радость, но кроме того — открывать свой разум и подниматься над внутренней болтовнёй и излишней самокритичностью, которые могут подавлять их творческое начало».
Программа знакомит учеников с целым рядом различных практик, помимо сидячей медитации — внимательное хождение, внимательная еда, внимание к сенсорным ощущениям. Это делается для того, чтобы ученики понимали, как можно встраивать то, чему они научились, в повседневную жизнь. «Моя самая младшая ученица, Оливия рассказывала нам на днях, как она переживала о своих школьных делах, ругала себя и была в сильном напряжении, но потом, сказала она, смогла обратить внимание на своё дыхание, и смогла успокоиться. Именно этому мы и хотим научить этих ребят».